Логопедическая служба

DSC 0653

 Сапрыкина Наталья Николаевна - учитель-логопед 

 39600494f2c2ed87d2094d953a7bdf2e 039600494f2c2ed87d2094d953a7bdf2e 1

 Специфика логопедической работы в коррекционной школе VIII вида обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями  ребенка с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.
   Основной целью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. 
     Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон,сенсорных и психических функций. Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом. Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности очень высока. 
  Нарушения речи у  детей с ОВЗ с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У  детей с интеллектуальной недостаточностью дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе VIII вида и ставит перед ним задачу постоянного поиска новых методических приемов работы. Нарушения звукопроизношения у  детей с интеллектуальной недостаточностью значительно чаще, чем у нормальных сверстников, приводят к нарушениям чтения и письма. У обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида часто встречаются нарушения звукослоговой структуры слова, выражающиеся как в пропуске или замене согласных в стечении, так и в пропуске, уподоблении и перестановке слогов, частые замены букв при чтении и на письме. Очень часты замены гласных первого и второго ряда. Часто встречаются замены звонких и глухих согласных. Такие замены в сильной позиции обусловлены недостаточной сформированностью фонематического восприятия. Поэтому перед логопедом совместно учителями начальных классов стоит задача: развивать фонематическое восприятие детей и учить их различать звуки, определять позиции звуков в словах. 
     Для чего нужны занятия с логопедом?
     Родители не всегда слышат дефекты в речи ребенка. Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не  так. У детей с нарушением речи часто формируется комплекс неполноценности. Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет также, потому что человек сначала проговаривает, что собирается написать. Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе. Речь — элемент социальной адаптации.
    Занятия логопеда посещают обучающиеся 1-7 классов. Группы комплектуются в первые две недели сентября по результатам обследования обучающихся каждого класса.  
Работа логопеда ведется по нескольким направлениям:
1. Развитие общей и мелкой моторики.
2. Развитие артикуляторной моторики и мимики.
3. Коррекция звукопроизношения.
4. Коррекция просодии.
5. Коррекция слоговой структуры слова.
6. Обогащение словарного запаса.
7. Коррекция грамматического строя речи.
8. Развитие связной речи.
9. Коррекция нарушений письма.